Аудиторы достучались до регулятора

Аудиторы достучались до регулятора

  19 сентября     Аудиторы,  ЦБ

Банк России принял решение уступить отрасли, раскритиковавшей проект аудиторской реформы, и выразил согласие на то, чтобы все аудиторы могли проверять общественно значимые компании, не работающие на финрынках. А аудиторы, занесенные в реестр ЦБ, к которым предъявляются повышенные требования, будут заниматься проверкой только поднадзорных Банку России компаний, при этом, если компания будет исключена из реестра, вовсе необязательно, что уже начатый аудит остановят. Ожидается внесение послаблений ко второму чтению в Госдуме.

По словам руководителя департамента по корпоративному управлению ЦБ Елены Курицыной, по итогам обсуждения проекта закона по реформе рынка аудита, в том числе с региональными аудиторами, какие-то нормы могут быть скорректированы. К примеру, в части организаций, которые займутся привлечением для проведения аудита организаций, включенных в реестр Банка России.

По изначальным планам ЦБ и Минфин, к аудиту общественно значимых организаций (ОЗО) допустят только аудиторские компании, занесенные в реестр ЦБ. ОЗО представлены всеми банками, ПАО, эмитентами, страховыми компаниями, биржами, клиринговыми организациями, профучастниками, бюро кредитных историй (БКИ), негосударственными пенсионными фондами (НПФ), госкорпорациями и госкомпаниями, управляющими компаниями (УК), компаниями, в которых доля участия государства превышает 25% или занимающимися составлением консолидированной отчетности. При этом ЦБ предъявляет жесткие требования для занесения компаний в госреестр — как минимум 7 штатных аудиторов и опыт аудита ОЗО - от 3-х лет.

По словам Курицыной, к второму чтению проекта закона ЦБ подготовит предложение о том, чтобы требование наличия аудитора строго из реестра ЦБ относилось только к общественно значимым организациям, работающим на финрынках. А остальным ОЗО можно будет выбрать аудитора из «другого эшелона». В прошлом году было проверено 3,9 тыс. организаций из числа тех, кто подходил под критерии общественно-значимых, из них 45% являлись организациями, в которых доля государства выше 25%, но они не имели никакого отношения к финсектору. Все они так и будут относиться к категории ОЗО, но требования к их аудиту смягчатся.

Другой, тоже важный вопрос, который должен быть решен ЦБ ко второму чтению законопроекта: как быть с аудиторами ОЗО финрынка, уже начавшими проверять компании, но исключенными из реестра. Первый, самый реализуемый вариант в такой ситуации — исключенный аудитор остается в фирме до тех пор, пока его работа не будет полностью завершена. Второй вариант: ввести “лист ожидания”, из которого, если один аудитор будет дискредитован, будет возможен выбор другого аудитора. Практически это возможно при условии, что аудитор, исключенный из реестра, только начал проверку.

По мнению юристов, в действительности же аудитора никто менять не будет. По словам главы коллегии адвокатов “Старинский, Корчаго и партнеры” Евгения Корчаго, работа по договору стартует с момента, когда он был заключен. Было бы куда корректнее, если бы в законе было прописано, в каком случае аудитору необходимо завершить работу по договору, а в каком — не прибегать к “листу ожидания”, но это пока проблематично.

Вместе с тем, как считают эксперты, благодаря такому подходу, «комфортные» аудиторы смогут продолжить оказание услуг игрокам, вызывающим сомнение. По словам заместителя главы “Финэкспертизы” Натальи Борзовой, эта норма двояка — она вроде и дает гарантии клиентам аудиторов и честным игрокам, но и может допустить, что недобросовестные игроки избегут контроля регулятора, если аудитора исключат из реестра, причем причина исключения будет не технической.


Добавить комментарий
Это интересно: