Банки будут работать в глубинке

Банки будут работать в глубинке

  10 июля     Аналитика

По словам руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг ЦБ Михаила Мамуты, Центробанк запланировал примерно к 2020 году в 2 раза повысить уровень доступности финансовых услуг в пунктах с численностью до 3 тыс. человек. распространять финуслуги можно, создавая отделения банков в муниципалитетах, а в перспективе — в помещениях магазинов. По мнению аналитиков, нехватка банков на селе и деревнях стимулирует появление «серых» игроков.

Проблема доступности финуслуг в малонаселенных пунктах и деревнях стоит крайне остро: поселений, в которых количество жителей не доходит до 1 тыс. человек, имеющих отделение банка, составляют буквально единицы процентов.

Это побудило ЦБ дополнить Стратегию повышения финансовой доступности еще одной целью: как минимум в 2 раза повысить ее доступность в малых населенных пунктах к 2020 году.

По словам главного управляющего директора Совкомбанка Андрея Спивакова, за несколько последних лет в кредитных организациях произошло существенное сокращение филиальных сетей. Существование классической модели офиса, имеющей кассовый узел и большой штат сотрудников, в малых населенных пунктах даже в обычное время поставлено под угрозу в плане рентабельности, а в условиях экономической нестабильности они становится и вовсе убыточной. В итоге малые города испытывают дефицит банковских услуг, там процветают «серые» МФО, ломбарды и другие, плохо регулируемые и рискованные квазифинансовые организации.

Зачастую, по словам Мамуты, банкам невыгодно открытие отделения в каком-нибудь малонаселенном пункте, поскольку расходы на содержание офиса выше доходов. А чтобы банкам могли как минимум без убытков работать в деревнях и селах, им необходимо наличие дополнительных стимулов.

Например, сейчас в нескольких регионах обсуждают перспективу открытия точек банковского обслуживания не только в почтовых отделениях, но и в других публичных точках, это пункты, где выдают полисы ОМС, помещения муниципалитетов, управления социальной защиты, а также офисы некредитных финорганизаций и в дальнейшем — даже магазины, торгующие товарами в розницу.

Предположительно, благодаря запуску такой «совместной» модели банковского обслуживания, можно будет существенно уменьшить затраты, связанные с предоставлением основных финуслуг. Похожую систему выстроили в Бразилии — там работа частных и государственных банков организована через розничных агентов, представленных в т.ч. небольшими аптеками и супермаркетами, почтовыми отделениями и киосками, продающими лотерейные билеты.

Планы Почта-банка связаны с расширением отделенческой сети. Как сказал вице-президент, директор по развитию розничной сети Почта-банка Дмитрий Рейдман, представительства банка есть в более чем в 1,6 тыс. населенных пунктах, численность населения которых не достигает 3 тыс. человек, и до конца года количество этих отделений составит 3 тыс.

По словам пресс-службы Сбербанка, сельская сеть банка является крупнейшей в стране, ею охвачено примерно 8 тыс. населенных пунктов. В связке с ЦБ работаем над расширением доступности финуслуг. Но ведется и самостоятельная работа над тем, как повысить обеспеченность сельских жителей финуслугами. Сейчас мы реализовали пилоты новых форматов присутствия и взаимодействия с клиентами, в том числе, предусматривающие использование агентских схем.

Россельхозбанк также участвует в обсуждении с ЦБ вопросов распространения финуслуг по всей стране и обеспечения их доступности в отдаленных и труднодоступных местах проживания людей. Но и на сегодняшний день у Россельхозбанка много точек продаж в селах и деревнях.

По словам Михаила Мамуты, сейчас идет проработка пилота системы такого партнерства в дальневосточном регионе. В перспективе лучшие практики мы масштабируем на всю страну. При этом участников программы могут быть не только госбанки из числа самых крупных, но и опорные регионального уровня. К примеру, уже проект вызвал интерес якутского и одного из алтайских банков.

По мнению советника генерального директора «Открытие Брокер» Сергея Хестанова, в целом банкам невыгодно открытие отделений в малонаселенных пунктах, так как их окупаемость невозможна. Объем финуслуг там крайне мал, и это мешает окупаемости даже небольшого филиала. Но граждане, чей уровень платежеспособности высок, вполне воспользоваться финансовыми услугами удаленно: когда «Почта России» будет наделена функцией идентификации личности, это решит проблему доступности финуслуг, причем при минимальных затратах.

По словам руководителя департамента финрейтингов НРА Карины Артемьевой, проблема, конечно, достаточно острая: обратная сторона процесса связана с появлением множества «серых» игроков и "мутных" для граждан условий предоставления финуслуг. Поэтому когда операционные затраты будут грамотно распределены, это сыграет в плюс для отдаленных регионов.

Судя по опыту Совкомбанка, в малонаселенных пунктах и поселках можно организовать работу только «легких» офисов, оснащенных устройствами самообслуживания и имеющих минимальный штат. Но с открытием таких точек во многих небольших городах станет возможен охват огромных территорий, на которых практически нет конкуренции, но есть огромная и пока не реализованная потребность в банковских услугах.

Тема доступности финуслуг в сельской местности становится актуальной еще потому, что сегодня правительство нацелено на пространственное развитие. В Минэк уже приступили к подготовке стратегии по созданию в стране городских агломераций. И одна из ее задач — создать привлекательные условия для проживания населения в небольших городах и в примыкающих к ним селах и деревнях.


Добавить комментарий