ЦБ нашел способ борьбы с мошенничеством при оформлении ОСАГО

ЦБ нашел способ борьбы с мошенничеством при оформлении ОСАГО

Предложение Банка России заключается в введении нормы, согласно которой электронный полис ОСАГО начинает действовать по прошествии 72 часов с момента, когда он был оформлен на сайте страховой компании. На сайте регулятора уже состоялась публикация проекта указания ЦБ с соответствующими поправками в уже действующие правила, для обсуждения общественностью.

По словам заместителя председателя Банка России Владимира Чистюхина, это необходимо для того, чтобы предотвратить самые очевидные случаи злоупотребления правом водителями. Если начать с самого простого примера, то можно привести ситуацию, когда ДТП уже имело место и в тот же день водитель делает попытку приобретения электронного полиса ОСАГО. Если сделать это оперативно, полис окажется у него на руках, и он спустя примерно полчаса спокойно заявит о ДТП. Мы бы хотели, чтобы таких случаев не было.

Как считают страховщики, эта мера необходима, с ее помощью в какой-то степени будут пресечены случаи мошенничества. По словам заместителя генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, если говорить про ОСАГО, то появление любой возможности законодательно закрыть лазейки для злоупотребления дистанционным оформлением полиса автовладельцами, является положительным моментом. Франшизу, а иными словами - период охлаждения - когда действие полиса начинается не сразу, приняли во многих видах страхования, распространена она и на добровольное медицинское страхование, и на каско. Потому внимание регулятора к делопроизводству и осуществлению продажи электронных полисов ОСАГО, в целом можно считать положительным для рынка сигналом.

По словам руководителя прямых продаж компании «Реймерс Иншуранс» Виталия Савельева, временную франшизу, которой страховая компания себя защищает, применяют многие страны. Возможно, эта норма не очень удобна, когда вы только покупаете автомобиль, когда вы сразу хотите купить полис ОСАГО с последующей постановкой его на учет. Но в целом отсрочка начала действия полиса ОСАГО не нарушает права автомобилистов. Инициатива, которую озвучил регулятор — разумна, особенно, когда выстраивается цивилизованный рынок.

Как говорят страховщики, зачастую внимание автомобилистов обращено на то, что действие их полиса ОСАГО закончилось именно тогда, когда их остановил представитель ГИБДД или уже при наступлении страхового события. После чего автовладельцы пытаются сразу же оформить е-ОСАГО, чтобы получить страховое возмещение. В связи с чем, как считает Виталий Савельев, 72-часовая отсрочка заметно сократит число такого рода обращений и, следовательно, убыточность полисов ОСАГО. В перспективе эта мера как минимум остановит рост стоимости полиса ОСАГО, которая растет пропорционально росту рисков страховщика.

Но, по словам руководителя проектов Европейской юридической службы Александра Куликова, в полном объеме обращения за выплатой страховки, при покупке полиса после ДТП, этой мерой отсечены не будут. В качестве примера можно привести такие случаи мошенничества, при которых второй участник ДТП почему-то скрывается с места или вообще отсутствует, тогда как владелец авто приобретает электронный страховой полис для обращения по истечении какого-то времени в страховую компанию. Эти схемы поправками не убрать.

Но что бы не говорили, сегмент ОСАГО нуждается в любых мерах, способных снизить риски мошенничества. Во многих регионах ОСАГО уже давно стал убыточным для страховщиков, в результате чего цены на него постоянно повышаются. Как оценила КПМГ, в этом году прогноз по среднему коэффициенту убыточности ОСАГО - 84%, тогда как в 2014 году он был 79%.

Ситуация усугубляется мошенничествами. Как ранее прогнозировал Российский союз автостраховщиков (РСА), объем ущерба страховых компаний от мошенничеств в ОСАГО во всех направлениях в прошлом году мог составить около 40 млрд руб. Окончательная статистика за 2016 год отсутствует. Как подсчитал insur-portal.ru, примерно 40% мошенничеств с ОСАГО связаны с оформлением полиса уже после того, как наступило страховой событие.

По словам главы РСА Игоря Юргенса, сегодня отсутствует официальная статистика, в которой бы отражалось количество мошенничеств с оформлением электронных полисов ОСАГО уже после того, как наступало страховое событие, но сбор этих данных уже начат. Сегодня стали слишком частыми случаи, когда страховое событие наступило, а автовладелец оформляет электронный полис ОСАГО, чтобы обратиться с ним в страховую компанию и получить возмещение. Как считает Юргенс, решение регулятора по отсрочке действия e-ОСАГО на 72 часа - разумная мера, если учесть IT-системы, установленные в страховых компаниях, и размеры территории России. Перестраховаться в отношении электронных полисов ОСАГО - мера вполне оправданная, ведь когда их оформляют, страховщик не осматривает автомобиль. Но, по мнению президента РСА, от всех мошенничеств защититься не удастся.


Добавить комментарий
Это интересно: