Что показал анализ рынка автокаско?

Что показал анализ рынка автокаско?

  20 марта     Аналитика,  Страхование

Длящееся уже на протяжении трех лет падение отечественного рынка автостраховок КАСКО получит продолжение и в текущем году, несмотря на то, что постепенно восстанавливаются продажи автомобилей - таковы прогнозы аналитиков «Эксперт РА».

Главные причины снижения рынка в этом году будут связаны с отсутствием у граждан роста реальных доходов и уменьшением средней цены на полис, чему способствует широкое использование франшиз.

По данным ЦБ, по итогам прошлого года объем рынка автострахования продемонстрировал самый плохой с 2010 года результат, составив всего 162 млрд руб.

Взносы автокаско начали сокращаться после кризиса, имевшего место в 2014 году, вследствие которого у населения снизились доходы, инфляция выроста и, как следствие, упали продажи новых авто, что серьезно ударило по зависящему от них рынку автострахования. В 2015 году сокращение объема рынка автострахования составило сразу 14,3%, в 2016 году произошло проседание еще на 8,8%.

Как указано в отчете агентства, по итогам 9-ти месяцев прошлого года страхование автокаско выбыло из топ-3 лидеров рынка по объему премий (118 млрд руб.), его место по этому показателю заняло добровольное медицинское страхование (121 млрд руб.), на первом и втором местах - страхование жизни (231 млрд руб.) и ОСАГО (165 млрд руб.).

По словам аналитика АКРА Алексея Бредихина, несмотря на то, что в прошлом году автомобильный рынок рос, а кредитные ставки снижались, мы не увидели ожидаемого роста автокаско — падение доходов вынуждает страхователей экономить деньги и выбирать страхование, предусматривающее неполное покрытие убытков или франшизу, что снижает размер вносимой премии. Казалось бы, ущерб мелкий и страхователю бессмысленно заниматься сбором справок для страховой, рациональнее заплатить самому, но с другой стороны, это ведет к снижению и средней суммы выплат для страховщиков, так как им не грозит множество мелких убытков, что ведет к экономии расходов. Франшизы популярны, поэтому рынок автокаско не смог восстановиться и падение продолжилось.

2017 год - переломный для отечественного авторынка. После 4-летнего падения, после сокращения рынка более чем в два раза, в марте он смог выйти в плюс, уже в мае показав 2-значные темпы роста — 14,7% впервые после кризиса. Как показали итоги 2017 года, удалось продать 1,59 млн легковых и легких коммерческих авто, т.е. на 11,9% больше позапрошлогоднего показателя. В среднем размер нового автокредита увеличился на 9%, составив 764 тыс. руб.

Именно из-за популярности франшизы стоимость полисов снижается и это негативно отражается на динамике собираемых премий. Как оценили в агентстве, сегодня реализация более 50% всех полисов по страхованию автокаско проходит с франшизой. О негативной динамике по размеру премий из-за франшиз говорят и страховщики. По словам заместителя генерального директора по имущественным видам страхования ЭРГО Марии Барсовой, оформление около половины полисов каско предусматривает франшизу именно потому, что с ней значительно снижается цена страхования — до 80%. В компании на долю полисов с франшизой приходится 75%, а средний размер премии по полисам в прошлом году сократился по сравнению с 2016-м на 7%, т.е. до 66,3 тыс. руб.

По словам главы дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталия Княгиничева, в компании отмечают снижение выплат — по итогам 2017 года сокращение средней выплаты по каско составило 20% (до 60 тыс. руб.).

Рынок вряд ли увидим стремительный рост страхования каско в его текущем виде. К тому же, регулятор постепенно подталкивает рынок, чтобы каско слилось с ОСАГО — клиенты уже понимают, что полисом ОСАГО и полисом каско, предусматривающим урезанное покрытие, в совокупности закрываются почти все риски, поэтому так растет спрос клиентов именно на эти полисы каско.

Невзирая на то, что в «Эксперт РА» по итогам 2018 года не видят перспектив для восстановления роста премий, по мнению некоторых участников рынка, рынок может начать медленно расти уже в этом году.

На динамику страхования автокаско влияет множество факторов, в том числе макроэкономического плана, поэтому ожидания агентства связаны с восстановлением страхования автокаско в части объемов премий после 2019 года.

По словам Бредихина, снижение средней премии из-за франшиз может получить продолжение, но рост продаж автомобилей обеспечит рост количества полисов — в связи с чем закончит снижаться объем совокупных взносов в текущем году и рынок продемонстрирует результат несколько выше, чем по итогам прошлого года.

По словам директора страховой аналитической группы агентства Fitch Анастасии Литвиновой, в 4-м квартале 2017 года отмечено существенное замедление падения премий по каско, составившего всего -1%. Сектор может немного вырасти в 2018 году, чему поможет некоторое оживление продаж новых авто.

Надежды страховщиков связаны с откликом рынка страхования на рост рынка авто, пусть немного опоздавшим. При снижении продаж страховые компании приступили к еще более активному поиску возможностей снизить тарифы, используя для их расчетов, кроме собственных баз данных, и другие источники информации по клиентам и объектам, принимаемым на страхование. В итоге, количество заключаемых договоров автострахования пойдет в рост, но с некоторым отставанием темпов роста премий по каско.

Страховым компаниям удалось найти баланс между стоимостью страховки и убыточностью по каско — в итоге немного снизился страховой тариф, а количество полисов каско несущественно, но возросло. По итогам этого года можно ожидать, что динамика будет более положительной, а количество продаж страховых полисов каско вырастет.


Добавить комментарий
Это интересно: