Какой будет новая услуга по снятию наличных в магазинах, и кто выиграет от ее запуска

Какой будет новая услуга по снятию наличных в магазинах, и кто выиграет от ее запуска

  8 февраля     Аналитика

В случае запуска услуги, все будет выглядеть примерно следующим образом: клиент банка приходит в магазин, работающий с поддержкой этой системы, предоставляет кассиру свою карту, просит, чтобы он выдал ему наличные из кассы. В то же время такая же сумма будет списана с его банковского счета. Выходит, что мы будем избавлены от необходимости искать близлежащий банкомат - наличные нам выдадут в любом торговом комплексе.

Тем не менее, тут есть свои нюансы. При запуске услуги именно в Сбербанке, понадобится именно его карта, только с ней можно будет снять наличные в магазине. К тому же, получение наличных станет возможным только в торговых точках, обслуживаемых банком (впрочем, в России их немало свыше 50%). Этот нюанс важен для проведения магазином трансакции без помощи платежных систем, некоторые из которых, как удалось выяснить, уже озаботились аналогичными планами.

Например, немногим ранее началось тестирование похожей услуги платежной системой MasterCard при участии сразу нескольких финорганизаций, в том числе - ВТБ и «Русский стандарт», кстати, в ВТБ эта информация подтверждена.

Полноценно заменить банкомат магазином в любом случае невозможно — по сумме обналичивания установят ограничение, но какое именно, пока никто не знает.

Другой, тоже важный вопрос, которым взволнованы потенциальные пользователи услуги, — будет ли требоваться совершение покупки в магазине для получения от кассира наличных. По словам представителя MasterCard, при тестировании прошла апробация двух вариантов. Первый предусматривал покупку в магазине товара с использованием банковской карты, а уже потом уже обращение к кассиру с просьбой о выдаче наличных. Это требовало еще одного ввода пин-кода и ожидания, когда операцию одобрит банк-эмитент. Второй вариант предусматривал отсутствие привязки выдачи наличных к необходимости покупки товара. Пока платежная система предпочла первый вариант.

Как считает исполнительный директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова, не стоит искать связь между данным решением и тем, что требует зарубежное законодательство, в России магазины смогут осуществлять выдачу наличных в том числе и клиентам, ничего не покупающим. Для чего от них потребуется получение статуса платежного агента определенного банка.

Сбербанк выбрал второй вариант. По словам представителя этой финорганизации, предварительно прошло тестирование обоих способов.

Правда, по словам партнера адвокатского бюро «Деловой фарватер» Павла Ивченкова, вполне возможно прекращение обсуждения первого варианта вообще, так как в соответствии с законом о защите прав потребителей, продавец не вправе требовать, чтобы покупатель приобретёт какой-то товар или услугу для покупки необходимого ему товара. В связи с чем представляется, что снять наличные на кассе магазина можно будет, скорее всего, без покупки какого-либо товара, вряд ли такое ограничительное условие введут.

СМИ располагают информацией о том, что MasterCard уже направляла в ФАС обращение с просьбой уточнить, не нарушит ли новая услуга закон. Антимонопольное ведомство решило, что от самой по себе возможности обналичить деньги с карты в магазине справедливая конкуренция не пострадает.

Положительно оценена эта перспектива и в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). По мнению ее главы - Ильи Ломакина-Румянцева, запуск услуги будет способствовать снижению рисков инкассации наличности и улучшению сервиса в местах, где сложно установить банкоматы. Польза от этой услуги очевидна - она повысит уровень сервиса, особенно в там, где установка банкоматов экономически нецелесообразна.

Вместе с тем, по мнению юристов, неизбежны определенные юридические сложности. В первую очередь, новая услуга может потребовать, чтобы магазины имели банковскую лицензию. Если покупатель обратится к кассиру с просьбой, чтобы тот обналичил ему часть средств, это будет классифицировано или в качестве покупки наличных, или в качестве снятия денежных средств со счета.

По словам управляющего партнера HEADS Consulting Александра Базыкина, и в том, и в другом случае операции можно классифицировать как банковские, а это значит, что де-факто ритейлеру, наделенному функциями банка, необходимо стать таковым де-юре.

Иначе не исключено, что придется подумать об изменении самого законодательства, что потребует внесения корректив в законы, которые регулируют выдачу наличных средств, работу российской платежной системы и контрольно-кассовой техники, а также бухгалтерский учет организаций.

Понятно удобство новшества прежде всего для клиентов банков и самих финорганизаций, которые получат неплохую экономию на обслуживании банкоматов. Но будут ли довольны новой услугой сами торговые точки и обычные покупатели, пришедшие в магазин, чтобы купить, например, продукты, и вынужденные простаивать у кассы — пока вопрос.


Добавить комментарий
Это интересно: