Коллекторы будут разжалованы

Коллекторы будут разжалованы

  22 сентября     Коллекторы

Сегодня каждый уважающий себя банк беспокоится за свою репутацию, что заставляет их с крайней тщательностью подходить к отбору коллекторов для передачи своих долгов. Поэтому в последнее время банки требуют, чтобы на потенциального покупателя не были составлены так называемые хард-жалобы, указанные в статистике Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Но, по мнению экспертов, этот вопрос сопровождается определенными рисками и должен быть серьезно проработан.

Почта-банк стал первым банком, включающим как один из критериев отбора отсутствие хард-жалоб (связаны с угрозами жизни и здоровью, грубым обращением, порчей имущества и т. п.). По словам представителя группы ВТБ (к ней относится Почта-банк), банк пошел на это, так как ему важно, какую репутацию имеет компания, с которой планируется заключение договора. К тому же, благодаря этому банком был выбран оптимальный подрядчик. Сбербанк тоже рассматривает возможность ввести такую опцию в тендерную документацию. Главное — корректно применять этот критерий, считают там. Оценивается эта возможность и ОТП-банком. Но и сегодня деятельность банков в этом направлении сопровождается в т.ч. и отслеживанием количества жалоб на работу коллекторских агентств. По словам директора департамента по работе с просроченной задолженностью ОТП-банка Максима Быкова, при систематическом появлении жалоб, банк скорее не будет передавать долги коллектору или прибегнет к крайней мере - отзыву портфеля и прекращению сотрудничества с агентством.

К сожалению, если посмотреть на статистику таких жалоб, то станет понятно, что назвать ее утешительной нельзя: за время с начала года в НАПКА зафиксировано 3,3 тыс. обращений на работу банков, МФО и коллекторских агентств, поступивших от граждан. Из них 11% — 360 штук — приходится на хард-жалоб, а доля агентов, не имеющих членства в НАПКА - порядка 75% жалоб.

По мнению участников рынка, с введением такого критерия повысится качество взаимодействия. По словам генерального директора Агентства судебного взыскания Максима Богомолова, сегодня «Сейчас банкам недоступно проверить, как корректно работает то или иное коллекторское агентство, ведь объективный критерий отсутствует. Когда у нас появится понятный механизм оценки хард-жалоб, это позитивно повлияет на рынок. Как считает управляющий партнер компании «Юрпартнеръ» Антон Толмачев, НАПКА демонстрирует впечатляющую статистику, она более весома в сравнении с общим срезом данных о том, как работает Федеральная служба судебных приставов (ФССП) с взыскателями. Если будет составлена максимально полная картина о репутации коллекторов, это в какой-то мере может служить гарантией сохранения репутации в представлении его клиентов.

Но, по мнению экспертов, этот подход сопровождается и существенными рисками. По мнению Богомолова, нужно более тщательно отслеживать, чтобы этот фактор не превратился в механизм нечестной конкуренции. Увеличение требований к работе коллекторских служб приведет к сужению количества агентств, реально подходящих банкам в т.ч. и чистотой их репутации, что может снизить конкуренцию. В НАПКА разделяют это мнение. По словам его директора Бориса Воронина, Почта-банком было выставлено требование о нулевом количестве хард-жалоб, но с единичными их случаями может столкнуться практически любая компания. Может, имеет смысл присмотреться к этому показателю в динамике за определенный период или допустить максимально их (жалоб) количество.

По словам представителей ассоциации, тендер Почта-банка стал стимулом к пересмотру всего алгоритма процедуры работы с хард-жалобами, для большей обоснованности и точности при отнесении жалоб к хард-категории. По словам Воронина, подтверждение достоверности жалобы порой затруднено даже для государственных органов, всегда остается и возможность для должников манипулирования, и возможность нарушения - для компаний. Но, как считает совладелец агентства «Эверест» Дмитрий Чернышов, самое лучшее руководство - это официальные судебные акты, вступившие в законную силу. Это единственное легитимное толкование действий, подкрепленное гарантиями государства, которыми, в свою очередь, выступают отлаженная судебная система и механизм принятия независимых решений. В ходе тендера Почта-банка показатели НАПКА не совпадали с показателями регулятора, что и привело к созданию необоснованного преимущества для ряда агентств, а реальная картина была искажена.


Добавить комментарий
Это интересно: