МФО кредитуют ненадежных клиентов из-за отсутствия других

МФО кредитуют ненадежных клиентов из-за отсутствия других

  14 февраля     МФО

В этом году участились обращения к банкам и микрофинансовым организациям (МФО) клиентов, уже имеющим дефолт по прежним займам. И если в банках такие заявки теперь одобряются гораздо реже, то в МФО процент одобрения значительно повысился, даже при том, что каждому пятому такому заемщику не удается снова избежать просрочки по займу, которая, как правило, превышает 90 дней. По мнению экспертов, выдавать кредиты ненадежным заемщикам микрофинансистам приходится из-за того, что качественных клиентов на всех не хватает.

Как следует из данных исследования, проведенного бюро кредитных историй «Эквифакс» и сервисом онлайн-кредитования «Е заем», в прошлом году к банкам и МФО чаще обращались клиенты, чья просрочка по обязательствам превышала 90-дневный срок. Что характерно, микрофинансисты, в отличие от банков, чаще выносили одобрение по заявкам таких клиентов. По подсчетам Объединенного кредитного бюро (ОКБ), на 4 п. п. (дл 63,3%) выросла и доля клиентов, берущих новый заем в МФО для того, чтобы частично или полностью погасить предыдущий долг.

Как сказал генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин, в большинстве банков маржа такова, что они не могут кредитовать клиентов, имеющих текущую задолженность, к тому же просроченную более чем на 90 дней. Банкиры подтвердили слишком высокий уровень дефолтности по клиентам, допустивших в прошлом длительные просрочки, более того, даже максимальные ставки, установленные в банках, не могут перекрыть этих потерь. По словам директора департамента управления рисками «Ренессанс Кредита» Григория Шабашкевича, понятно, что есть правила, и есть исключения из них, и выявить их можно с помощью глубокого кредитного анализа, но это требует дополнительных ресурсов, поэтому банки быстрее откажут в кредите, нежели займутся изучением личных жизненных ситуаций таких клиентов.

В итоге, по словам Лагуткина, такие граждане получают в банках отказ, и они ищут заемные средства, обращаясь в МФО. В свою очередь, МФО, вынужденно работающие с этими клиентами, уже умеют выбирать из них тех, кто сможет обслужить новый заем, несмотря на то, что у них есть текущие дефолтные обязательства. По словам управляющего директора сервиса онлайн-кредитования “Е заем” Светланы Гайдуковой, в 2017 году МФО предпочитали работать в первую очередь с повторно обратившимися клиентами ввиду накопления большой базы. И даже если такой клиент допускал просрочку, он был более надежен, чем новый, поэтому заявки от них чаще одобрялись. К тому же в МФО страхуются риски невозврата, которые обычно закладываются в ставку.

Но, по мнению экспертов, кредитовать ненадежных клиентов МФО вынуждены. По словам Лагуткина, на рынке почти не осталось хороших клиентов, поэтому уже необходимо заняться поиском новых сегментов, в том числе, быть может, через дополнительную селекцию среди клиентов с просрочками. При этом наличие в портфеле МФО высокой доли клиентов с более чем 90-дневной просрочкой таит в себе большие риски. Как считает главный экономист «ПФ-Капитала» Евгений Надоршин, из-за номинального роста зарплат и расходов создается обманчивое впечатление, что ситуация в экономике благоприятная. А МФО не хотят упускать подходящий момент, когда к ним обратятся за займами люди, имеющие растущие по статистике номинальные зарплаты. Но на самом деле финансовое положение многих клиентов МФО оставляет желать лучшего, и очень многие заемщики с номинально растущими зарплатами в итоге могут оказаться не способными к обслуживанию нового займа. Как выявила компания «Эквифакс», повторно с дефолтом столкнулось уже 20,2% заемщиков, обратившихся к микрофинансистам.


Добавить комментарий