Оценка венчурных рисков

Оценка венчурных рисков

  17 июля     Аналитика

В России привлекательные венчурные проекты и возможности выйти из них существуют, но их не хватает, а их рост ограничивает чрезмерное регулирование со стороны государственных институтов - такова суть доклада, который подготовила Российская венчурная компания (РВК), Минэкономики и экспертный совет при правительстве РФ. Эксперты выступают за привлечение в отрасль средств, принадлежащих пенсионным фондам, страховщикам и банкам, за налоговые льготы и упрощение визового режима для зарубежных инвесторов и специалистов. Все эти идеи должны стать основой государственной стратегии развития рынка.

По мнению авторов доклада, после рецессии, пришедшейся на 2014 год, венчурному рынку удалось стабилизироваться, но отметки этой стабилизации крайне низкие: уровень объема сделок составил $120 млн в год, тогда как средний размер - $0,8 млн. Нынешний объем рынка в России нельзя сопоставить с показателями лидирующих стран: порядка 0,01% от ВВП это уровень Словакии и Испании, он в три раза меньше уровня Германии и Франции. Из главных проблем можно назвать ограниченное число проектов, которые бы были привлекательны для инвестирования, причем сейчас наблюдается снижение их качества. Эксперты опасаются и приближения демографической ямы, после чего численность 25-34-летней молодежи упадет больше чем на 1/3.

Россия располагает инструментами, способными поддержать рост стартапов, но применимы они только для ранних стадий, после чего они уходят за границу. Как оценили авторы доклада, инвесторам сложно выйти из проектов - возможности для этого ограничены, а стратегическим инвесторам в РФ присуща пассивность на рынке венчурных инвестиций. В проблему превратилась и не наработанная правоприменительная и регулятивная практика разных аспектов венчурного бизнеса. Госинституты развития тоже ограничивают рост рынка из-за того, что государство традиционно не принимает риск, что характер регулирования чрезмерен, а отчетность избыточна. К тому же, в последнее время разные институты вступили в конкуренцию за стартапы, что со временем может снизить качество инвестиций» и повысить их рисковость.

Для перелома ситуации, по мнению экспертов нужны меры, в частности, инвестиционная практика компаний с госучастием должна предусматривать покупку долей высокотехнологичных компаний и снятие ограничений на привлечение в отрасль средств пенсионных фондов, страховщиков и банков. Рекомендуется запуск налоговых льгот для акселераторов и бизнес-ангелов и преференций для бизнеса при условии, что будут финансироваться научно-технологические проекты. Выпускники ВУЗов и начинающие бизнесмены будут обучаться основам технологического предпринимательства, а параллельно, по мнению авторов документа, необходимо подумать, чтобы зарубежные инвесторы и квалифицированные специалисты пользовались упрощенным визовым режимом.

Также авторы доклада высказались за то, чтобы предприятия получили допуск к интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджета в военной сфере и не являющейся гостайной, вне рамок гособоронзаказа. Схожую меру можно увидеть в проекте майского постановления правительства: о том, что Минобороны запланировало передачу в «Ростех» исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, специального, двойного и военного назначения.

По мнению партнера Leta Capital Сергея Топорова, важно, чтобы государство позаботилось об обеспечении среды, в которой предприниматель мог бы сконцентрироваться на продукте и бизнесе, а не на том, как выполнить нормативные требования, чтобы не навлечь недовольство контролирующих органов. К сожалению, сегодня наблюдается обратное и в качестве подтверждающего примера можно привести истории, когда в войне с Telegram блокировали серверы Amazon. Когда крупные инвесторы из числа НПФ или банков смогут инвестировать в стартапы - это станет очень важной составляющей развития отрасли: сейчас для частных управляющих венчурными фондами реальный источник капитала - это только те люди, уровень дохода которых высок, но они далеко не всегда готовы инвестировать на 8-10-летний срок, так как их интересует высокая ликвидность.

Как уверен представитель одного международного венчурного фонда, авторы доклада не обратили должного внимания на экспортный потенциал стартапов. Мост, соединяющий российские проекты и зарубежные экосистемы, увы, отсутствует, как нередко отсутствует в числе KPI привлечение иностранного капитала. В итоге об успешности любой изолированной системы не может быть речи. А присутствие государственных корпораций в капитале стартапов может оказаться «токсичным» и помешать их развитию.


Добавить комментарий
Это интересно: