Поведение покупателя меняется из-за электронного чека

Поведение покупателя меняется из-за электронного чека

  16 ноября     Аналитика

Онлайн-кассы, на которые пока еще не перешли индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, поначалу малый бизнес воспринимал как лишнюю головную боль. Но, как показала практика, это несет выгоду в первую очередь для них самих — как минимум они могут контролировать подчиненных. Выигрывают от нововведения и покупатели, ведь введение отчетности может выступить в качестве решающего фактора при выдаче кредита.

«Кассовая реформа» запущена достаточно давно, и сегодня ее можно оценить. В этом процессе предусмотрено участие трех сторон: на одной стороне кассы стоит бизнес (это и федеральные торговые сети, и небольшие магазинчики), на другой — покупатели, и сбоку за этим процессом присматривает государство, то есть Федеральная налоговая служба.

Для покупателей выдача электронных чеков — это не просто удобство, позволяющее сохранить историю всех покупок. Эти возможности вскоре внесут коррективы в поведение покупателей.

Недавно ФНС осуществила запуск мобильного приложения: покупатель сканирует чек с QR-кодом, сохраняя свои покупки. На следующем этапе развития, возможно, к онлайн-чекам привяжут гарантийные талоны. Что это может дать: возможность формирования истории покупок за годы, ведение личного бюджета, экономии, анализа структуры расходов: сколько у вас идет денег на продукты, бензин, походы в рестораны и т.п.

Еще одно преимущество заключается в том, что электронные чеки упорядочат отношения между продавцом и потребителем, каждый сможет отстоять свои права. Но нельзя не сказать об одном явном недостатке для потребителя — расходы, понесенные бизнесом от реформы, в конечном счете лягут на покупателей, они будут заложены в стоимость буханки хлеба или литра топлива. И чем меньше торговая точка, тем более заметны будут расходы на реформу.

Первый этап реформы — с июля прошлого года — связан с крупными ритейлерами, установившими, как оценили эксперты, порядка 3 млн единиц новых контрольно-кассовых аппаратов. Их функционал — максимально близок к компьютеру, они оснащены большим экраном, они могут проверять подлинность купюр, также они оснащены pos-терминалом и электронными весами. Стоимость такого рабочего места - примерно 100 тыс. рублей. В целом, если ориентироваться на нижнюю границу цен на ККТ, компаниям первой волны пришлось вложиться в новое оборудование как минимум на 90 млрд рублей.

Завершение второй волны пришлось на июль этого года, она охватила малый бизнес и ИП с наемными работниками в штате. Это около полутора миллионов новых касс. Стоимость самой дешевой - 10 тыс. рублей, причем с предоставлением от государства налогового вычета до 18 тыс. рублей за покупку нового оборудования. Как оценили в ФНС, сегодня почти все подключились, но, суди по опросам, особенно в регионах, картина сложилась несколько иная. По словам порядка 30% участников второй волны, они еще не перешли на онлайн-кассы.

Малые предприятия от новации получили главную и самую очевидную выгоду — у них появилась аналитика по товарообороту, способствующая более осознанному ведению бизнеса.

К тому же большая часть торговцев, устанавливают вместе с кассой и эквайринг для приема карт. И этот совершенно эффективный шаг ведет к увеличению выручки.

Изменения произошли и в крупных сетях. Пока разница не бросается в глаза — они и раньше работали с кассами. Но раньше местом хранение всех чеков были кассовые книги в архивы. Поэтому как минимум — это уход от бумажных в онлайн-архивы. В плане стратегии «кассовую реформу» можно назвать логичным шагом к цифровой экономике, это возможность планирования бизнеса и поведения потребителей посредством использования big data.

В свою очередь государство пополнилось довольно эффективным инструментом, помогающим бороться с теми, кто не платит налоги. Уже есть отчет ФНС о том, что с переходом на онлайн-кассы повысилась собираемость налогов.

Что интересно, Россия стала чуть ли не самой передовой страной в плане перехода на новые кассы. Получилось, что инновационная, айтишная идея наших налоговиков смогла опередить многих. Есть ряд стран, параллельно с нами проводящих эту реформу. Но там это нагрузка на ритейлеров меньше. Допустим, в Казахстане решили не использовать дорогой фискальный накопитель, там все сделано через специальное ПО. Австрия реализовала все технологически через QR-код и смартфон. В России для криптографической защиты данных пользуются фискальным накопителем — это дорогая технология, нежели ПО или QR-коды.

Но что представляет самый большой интерес в развитии этого направления, так это возможность обогащать базы данных через кассовые технологии, что способно кардинально изменить картину кредитования МСБ. Стоит начать с того, что когда владельцы торговых точек привыкнут и осознают все достоинства и недостатки онлайн-касс, они сами будут заинтересованы в предоставлении банку своих кассовых данных. Зачем? К примеру, для подтверждения своего финансового состояния и получения более низкой ставки по кредиту. Эти данные обезличены — это может быть средний чек или дневная выручка. Благодаря этим сведениям, можно получить довольно точное представление о том, каковы денежные потоки той или иной торговой точки. А для банка повышается прозрачность клиента. Если клиент при заполнении анкеты заявил, что он имеет выручку 1 млн рублей и просит 3 млн рублей кредита, а с кассы ежесуточную поступает 10 тыс. руб., то закономерно спросить — куда он девает основную выручку? Возможно, он не пробивает чеки, а это уже влечет появление интереса со стороны налоговой службы. Да и банк иначе оценит риск-профиль такого заемщика. А если он видит, что клиент равномерно в течение дня пробивает чеки и данные близки к достоверным, подход к такому заемщику будет иным.

Пройдет еще год–два, и банки освоят мгновенную обработку данных оборотов с касс. Например, если сейчас компания работает без кассы, то чтобы получить кредит, ей нужно предоставить данные по оборотам за полгода. В случае работы заемщика с кассой, срок сократится до 3-х месяцев, а если у него есть и касса, и эквайринг банка, то вполне хватит данных за 1,5-2 месяца. Идеальное решение: когда благодаря такой прозрачности банки будут предлагать предодобренные кредиты.

Сегодня реестр ФНС насчитывает 163 модели контрольно-кассовой техники, ее ценовой разброс: несколько тысяч/десятки тысяч рублей. На цену влияет функционал, и предприниматель, покупая онлайн-кассу должен ориентироваться на потребности бизнеса. Если торговая точка работает с небольшим ассортиментом и проходимость невысока, достаточно купить самую простую кнопочную онлайн-кассу.

Немаловажно, что для малого бизнеса предусмотрен налоговый вычет, то есть бизнесмен может вернуть часть расходов, истраченных на покупку кассовой техники. Максимально можно вернуть 18 тыс. рублей. Другой вариант - аренда кассы и всего необходимого оборудования. Ежемесячная аренда «Альфа-кассы», например, стоит 2–2,4 тыс. руб., смотря какова ее комплектация. Но в стоимость аренды не включен фискальный накопитель - для получения предпринимателями налогового вычета. Если фискальный накопитель не принадлежит предпринимателю, то и получение налогового вычета за него не предусмотрено. Стоит фискальный накопитель — 6–10 тыс. рублей.


Добавить комментарий