Сбор биометрии предлагают осуществлять в МФЦ

Сбор биометрии предлагают осуществлять в МФЦ

  7 февраля     Аналитика,  Биометрия

В «Ростелекоме» продолжается проработка возможности собирать биометрические данные россиян в многофункциональных центрах (МФЦ). Компания - оператор Единой биометрической системы (ЕБС). Идея нашла поддержку в крупнейших банках: услугу необходимо популяризировать, а у граждан больше доверия государству, нежели кредитным организациям, поэтому сдачу слепков голосов и лиц проще организовать в государственном учреждении. Но чтобы обеспечить сбор биометрии, может понадобиться сумма, исчисляемая несколькими миллиардами рублей. Более того, по мнению экспертов, обострится проблема защиты полученных данных.

Сбор биометрических данных банковских клиентов предлагается организовать через МФЦ, в настоящее время проработкой этой инициативы занят оператор ЕБС — «Ростелеком». Пока сдача голосовых и лицевых слепков граждан осуществляется только в банках. ЦБ не сообщил, всеми ли банками сейчас осуществляется передача собранной информации в ЕБС. По словам представителя Минэкономразвития, курирующем работу многофункциональных центров, им неизвестно об идее Ростелекома. В Минкомсвязи отказались дать ответ на вопросы о том, как ведомство относится к инициативе.

Сбор банками биометрических данных россиян стартовал 1 июля 2018 года — запланировано использование голосовых слепков и снимков лиц для удаленной идентификации и получения финуслуг. К примеру, если клиент захочет открыть вклад или получить кредит. По мнению советника председателя правления ассоциации «Финансовые инновации» Мурада Салихова, пока темпы развития проекта не такие быстрые, как мы планировали. По словам директора по развитию бизнеса «БКС Премьер» Антона Граборова, точная статистика о количестве собранных образцов пока не была опубликована, появление последней доступной информации приходится на декабрь — когда сообщалось о получении «нескольких тысяч» слепков, но с того времени ситуация вряд ли успела кардинально измениться.

С одной стороны, население не понимает, в чем польза биометрии именно для них, с другой, в ряде крупных банков приступили к разработке своих собственных систем сбора данных и они не спешат активно передавать данные о клиентах в ЕБС, так как дополнительная конкуренция никому не нужна. При этом небольшим банкам, чтобы подключиться к системе, придется серьезно потратиться.

Чтобы обеспечить сбор биометрии, банк должен располагать немалыми средствами. Как сказал Антон Граборов, 6–10 тыс. рублей - стоимость микрофона и видеокамеры, еще 15–20 тыс. рублей нужно заплатить за программу, защищающую информацию. Но самые большие расходы связаны с программным обеспечением для контакта с ЕБС — это от 1,5 до нескольких миллионов рублей. Как оценила Ассоциация российских банков, чтобы переформатировать один офис под сбор биометрии, нужно 5 млн рублей.

Как указано в данных на правительственном сайте, в прошлом году в России было 2777 МФЦ и 10 558 офисов небольшого размера, работающих в пунктах, где проживает немного людей. По самым скромным подсчетам, чтобы всех их оборудовать под сбор биометрии, государство должно потратить десятки миллиардов рублей.

В крупнейших кредитных организациях не скрывают своей заинтересованности в проекте. По мнению заместителя председателя правления Совкомбанка Алексея Панферова, услуга должна широко популяризироваться, а одним из способов ее популяризации может как раз стать сбор биометрии через МФЦ. Проблема в том, что у граждан будет больше доверия услуге в случае ее предоставления госструктурой. Как пояснили в ВТБ, до конца года банк намерен оборудовать технологией по сбору биометрии все работающие в МФЦ офисы. Но в других кредитных организациях хотят, чтобы госструктура самостоятельно занималась сбором биометрии.

По мнению директора департамента продаж и обслуживания клиентов Связь-банка Александра Дарданова, организация офиса на территории МФЦ - идея нецелесообразная, потому что клиенту в перспективе будет доступно дистанционное получение банковских услуг. В случае передачи функционала по сбору биометрии в МФЦ, логичным было бы оказание этой услуги самими сотрудниками центров. По словам руководителя отдела по развитию дебетовых карт, пакетов услуг и программ лояльности Раффайзенбанка Ксении Андреевой, они заинтересованы в сборе биометрии МФЦ с использованием собственной инфраструктуры.

Одна из проблем связана с информационной безопасностью. По мнению Мурада Салихова, многие еще помнят историю, когда паспортные данные клиентов МФЦ оказались в открытом доступе на компьютерах общего пользования. По словам Ксении Андреевой, важно обеспечить идентичность требований к качеству и защите информации для центров госуслуг и для банков.

По мнению Салихова, централизованность сбора биометрии в МФЦ можно решить проблему массовости, но только если обеспечить охрану личной информации и гарантировать, что ею не завладеют мошенники. Это прямой путь к увеличению клиентской базы, доступной для всех банков, независимо от их возможностей и масштабов.


Добавить комментарий
Это интересно: