Усложнение жизни банков

Усложнение жизни банков

  14 марта     Аналитика

Внимание регулятора обратилось на слишком агрессивный характер продаж банками гражданам сложных финансовых продуктов, в том числе инвестстрахования жизни (ИСЖ). ЦБ встретился с представителями банков и страховых компаний для обсуждения вариантов усиления защиты инвесторов. Спорный остался вопрос об ответственности за недобросовестную продажу финуслуг.

Встреча прошла при участии представителей финобъединений, банковской ассоциации «Россия», Ассоциации российских банков (АРБ), Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Национальной ассоциации участников фондового рынка. Главной темой обсуждения стали подходы к усилению защиты прав инвесторов при предложении банками финуслуг. Рассматривалось несколько различных вариантов, но, чтобы были проработаны все аспекты, запланировано создание рабочей группы.

По информации участников рынка страхования, на ИСЖ приходится 70–75% от общего объема продаж продуктов страхования жизни. По статистике ЦБ, этот рынок заметно вырос.

Дело в том, что, когда заканчивается срок договора, клиент гарантированно получает от страховщика внесенную сумму вместе с возможным инвестиционным доходом. Причем регулятор неоднократно ЦБ отмечал, что бурный рост сегмента за счет реализации ИСЖ через банки как альтернатива депозитам «опасен», особенно, если учесть, что на вложения в этот продукт не распространяется страховка государством, договор не расторгается без потерь, а доходность по полисам ИСЖ никто не гарантирует.

Год назад ЦБ выпустил информписьмо из-за поступления от граждан жалоб на то, что, когда они обращались в кредитную организацию, чтобы разместить денежные средства во вклад или вернуть вклад, им дополнительно предлагали воспользоваться иными финансовыми услугами и инструментами, про риски приобретения которых у граждан не было никаких знаний. Как было указано в письме, риски для физлиц, которые заключают договор банковского вклада..., как правило, несопоставимы с рисками, которые влечет покупка иных продуктов. Это ведет к формированию неправильных ожиданий клиента.

По словам председателя комитета ВСС по развитию страхования жизни Максима Чернина, сейчас всю ответственность перед покупателями ИСЖ возложили на провайдера, то есть на страховщика. Но сами страховщики недовольны такой ситуацией. ВСС уже приступил к разработке стандартов раскрытия информации клиентам (принятие ожидается в ближайшие месяцы), к которым важно присоединить и банки, так как без этого проблема решена не будет: необходимо четкое разделение ответственности, в противном случае страховщики попросту откажутся от работы с банками. По мнению члена совета директоров НРА Алины Розенцвет, кто разработал продукт, тот и должен нести ответственность за качество его продажи, какие бы агенты его не продавали. К примеру, на банки возложена ответственность за ипотечных и платежных агентов. А с банками, вводящими клиентов в заблуждение, действительно не стоит работать, тогда можно сохранить собственные регуляторные и репутационные риски.

Но прекращение работы с банками - не такая простая задача: их посредничество приносит порядка 90% премий. В то же время прекратится работа стандартов, если банки откажутся вступать в ВСС, а регулятор против поддержки такой идеи. Это ведет к появлению лишней нагрузки на банки. По мнению исполнительного вице-президента АРБ Эльмана Мехтиева, стандарты будут соблюдаться продающей стороной, если ЦБ придаст жалобам публичный характер.


Добавить комментарий
Это интересно: