Высокотехнологичный ЦБ

Высокотехнологичный ЦБ

  11 октября     Аналитика,  ЦБ

ЦБ известил о формулировке основных направлений, по которым будут развиваться и внедряться на рынок новейшие технологии — регтех (RegTech) и саптех (SupTech), а также подходов к их регулированию. Набор этих тезисов регулятор изложит в консультативном докладе, который будет вскоре опубликован ЦБ. Рынок готов к внедрению новых технологических решений, но рассчитывает, что законодательство будет более предсказуемым, так как текущая практика мешает успеть с такими решениями в обозначенные сроки.

По словам заместителя председателя ЦБ Василия Поздышева, по нашему мнению, от ЦБ требуется не простое ассистирование индустрии, когда она будет переходить через цифровой рубеж, ему в этом процессе должна быть отведена ведущая роль. Поэтому неслучайно и появление в ЦБ новых отраслей — Regulatory Technology (RegTech, технологии, способствующие более эффективному исполнению требований регуляторов, контролю риски и упрощению процесса передачи отчетности) и Supervision Technology (SupTech, технологии, которые использует надзорный орган, чтобы поддержать и улучшить функции надзора в условиях дигитализации финансовой отрасли).

Для развития новых отраслей ЦБ наметил пять направлений:

  • автоматизация контроля над тем, как исполняются требования регулятора;
  • технологии, которые связаны с удаленной идентификацией (переход от KYC — «знай своего клиента» к KYD — «знай свои данные»);
  • мониторинг финтрансакций с выявлением аномалий;
  • управление рисками банков;
  • автоматизация отчетности.

Много внимания уделено вопросу о том, как автоматизировать контроль рисков. Дело в том, что запланирован переход от надзора «за банками и людьми» к «надзору за моделями». Предусмотрено обсуждение регулятором с рынком деталей этого подхода. По словам Поздышева, мы сформируем требования к качеству информации и процессу ее передачи. Кроме того, изменения коснутся и таких моментов, как подача и прием отчетности. Так, формоцентричный стандарт отчетности будет заменен на датацентричный, предполагающий, что регулятор будет скачивать информацию непосредственно из банка и самостоятельно рассчитывать нормативы, осуществляя программный контроль за тем, как они будут соблюдаться.

Нельзя не сказать и о том, что на прошедшем недавно международном форуме FinTech Power 2018, неоднократно шла речь об отсутствии сегодня на отечественном финтех-рынке готовых прикладных решений в области регтеха. Например, как сказал директор Института прикладного анализа данных Deloitte Алексей Минин, сложно сложить бизнес-модель регтехов, так как российское регулирование довольно специфично: рынок небольшой, и глобализация таких решений не возможна. По словам инвестиционного директора финтех-фонда Target Global Ольги Шиханцовой, для России приток венчурных инвестиций в финтех-отрасль не представляется возможным, поскольку отсутствует четкий график введения регуляций, как это налажено, к примеру, в Евросоюзе (Mifid II, PSD2 и т. п. директивы). Нам важно понимать, что регуляцию можно сформировать не когда-то, возможно, с окончанием фонда, а через год, два, и т. д. Это необходимо, чтобы рассчитать венчурную доходность.

Такова точка зрения и участников банковского рынка. По мнению исполнительного вице-президента АРБ Эльмана Мехтиева, регтех невозможен, когда законодательство постоянно изменяется. Для появления у нас качественных технологических решений, важно, чтобы регуляторные новации внедрялись со значительным временнЫм лагом. В противном случае, рынку грозят огромные расходы, в том числе и финансовые, с которыми некоторые игроки могут не справиться. Если не касаться в разговоре тем про IDTech (удаленная идентификация) и XBRL, то сегодня у нормативной базы ЦБ есть единственная возможность внедрить регтех-решения — исполнять новые требования отчетности в части внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК). Это огромный документ со значительным объемом качественной информации, обработка которой вручную - задача чрезвычайно сложная. Банкам был отведен 24-месячный срок на то, чтобы их системы управления рисками соответствовали требованиям ВПОДК. Это и станет реальным сроком, за который необходимо успеть автоматизировать процесс.


Добавить комментарий